В ФТС России подвели итоги работы за 2020 год и определили задачи на 2021 год

26 февраля 2021 года в Москве под председательством руководителя ФТС России Владимира Булавина состоялось заседание расширенной коллегии Федеральной таможенной службы. В мероприятии принял участие Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов. Он положительно оценил работу ведомства в 2020 году: «Несмотря на общее сокращение внешнеторгового оборота Российской Федерации, связанное с пандемией, задача по сбору доходов в бюджеты бюджетной системы ФТС России выполнена». По итогам 2020 года план ФТС России по перечислениям, скорректированный с учетом изменившейся ситуации, перевыполнен более чем на 7%. Этого удалось достичь за счет эффективного применения системы управления рисками (СУР) и внедрения новых подходов к таможенному администрированию. Создание единой сети электронных таможен и центов электронного декларирования (ЦЭДов) стало результатом решения важной нефискальной задачи, которая стояла перед ФТС России в 2020 году. «Это позволило повысить качество таможенного администрирования и сформировать комфортную среду для ведения бизнеса», – подчеркнул Министр финансов. На 2021 год перед ФТС России поставлены следующие задачи: выполнение контрольного задания по перечислениям в федеральный бюджет в объеме около 5 трлн руб., запуск с июля национальной системы прослеживаемости товаров, реализация перспективной модели интеллектуального пункта пропуска, внедрение системы мониторинга транзитных перевозок с использованием электронных навигационных пломб, переход от системы категорирования участников ВЭД к категорированию товарных партий; внедрение новой меры таможенного контроля – «таможенного мониторинга», расширение единой системы электронного документооборота в морских пунктах пропуска. Основные результаты работы российских таможенных органов в 2020 году представил Владимир Булавин. Он отметил успешную реализацию стратегических документов планирования – Стратегии-2020 и Комплексной программы развития ФТС России до 2020 года. Владимир Булавин: «Решение о кардинальной модернизации таможенной службы выполнено. Все изменения проходили в управляемом режиме. В результате реформы мы автоматизировали процессы, связанные с таможенным администрированием, сократили сроки проведения таможенных операций, временные и финансовые издержки добросовестных участников ВЭД. Кроме того, повысилась эффективность управления таможенными органами: мы добились прозрачности при проведении таможенного оформления, возросла результативность таможенного контроля». Реализация мероприятий Комплексной программы также позволила снизить конфликтный потенциал в таможенной сфере. Объем судебных исков по таможенным спорам за последние четыре года сократился практически в три раза. По итогам 2020 года в судебных органах обжалованию подвергались около 0,3% таможенных решений, принятых в процессе таможенного декларирования; отмене – около 0,15% решений. Дальнейшее развитие ФТС России связано с применением современных цифровых технологий по всем направлениям работы. «Сфера деятельности таможенной службы достаточно насыщена цифровыми технологиями. Поэтому принято решение о создании в структуре Службы Центра оперативного мониторинга и анализа. В его задачи будет входить ежедневное формирование онлайн-картины деятельности таможенных органов, выявление и реагирование на отклонения в процессах таможенного оформления и контроля, проведение аналитических исследований. Первый этап работы по созданию Центра намечен на июль 2021 года», – отметил Владимир Булавин. Высокие результаты в цифровизации таможенных операций отметил в своем выступлении заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Николай Журавлев: «ФТС России успешно справляется с возложенными на нее задачами. По итогам 2020 года таможенный контроль был признан лучшим в части администрирования. Со своей стороны мы также уделяем большое внимание совершенствованию деятельности таможенных органов. Ряд значимых решений принят по результатам прошедшего в 2020 году «Правительственного часа» с участием руководителя ФТС России». Среди проблемных вопросов, над которыми таможенные органы работают во взаимодействии с Советом Федерации, Николай Журавлев выделил борьбу с незаконной заготовкой и экспортом леса и лесоматериалов. «Декриминализация лесной отрасли – задача, которую нам предстоит решить в ближайшее время. Уже сегодня идет работа по внедрению механизмов цифрового учета и контроля древесины. Важно переориентироваться с экспорта леса на производство продукции с высокой добавленной стоимостью», – отметил он. Другой актуальный вопрос – обеспечение защиты внутреннего рынка от поступления нелегальной продукции, в частности, цветочной. «Необходимо обеспечить защиту рынка и отечественных производителей цветов от нелегальных поставок. И деятельность таможенных органов в этом вопросе имеет особую значимость», – подчеркнул Николай Журавлев. С оценками итогов деятельности таможенной службы также выступили заместитель Генерального прокурора РФ Николай Винниченко, аудитор Счетной палаты РФ Андрей Батуркин, заместитель руководителя ФНС России Александр Егоричев. Таможенное оформление и таможенный контроль В результате реформы сегодня в России функционирует единая сеть из 8 электронных таможен и 16 центров электронного декларирования (ЦЭДов). В ЦЭДах сконцентрировано около 98% всех электронных деклараций на товары (в 2019 году – 67,9%). В 2020 году оформлено более 4,9 млн деклараций на товары. Автоматически зарегистрировано более 3,8 млн деклараций, автоматически выпущено – более 1 млн деклараций. В электронном виде зарегистрировано около 922 тыс. транзитных деклараций (ЭТД), что составляет 99,69% общего количества транзитных деклараций. Автоматически зарегистрировано более 270 тыс. ЭТД, автоматически выпущено – более 57,9 тыс. ЭТД. Среднее время осуществления таможенных операций в отношении поставок, не идентифицированных как рисковые, составило 1 час 16 минут при импорте и 40 минут при экспорте. Таможенные платежи По итогам 2020 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4 751,8 млрд руб., в т.ч. 3 444 млрд руб. при импорте и 1 148,1 млрд руб. при экспорте товаров. В 2020 году во всех таможенных органах применялась технология централизованного учета таможенных и иных платежей, уплачиваемых участниками ВЭД с применением единого ресурса лицевых счетов (ЕЛС). По состоянию на 31 декабря 2020 года в ресурсе ЕЛС открыто 881,6 тыс. счетов. Таможенными органами взыскано задолженности по уплате таможенных платежей и пеней на 23,9 млрд руб., что на 7,6% выше показателя 2019 года (22,2 млрд руб.). В 2020 году 95% уведомлений о не уплаченных в установленный срок таможенных платежах направлено плательщикам через Личный кабинет. В 2020 году общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей составила 729,97 млрд руб., что в 1,6 раза выше показателя 2019 года (в 2019 году – 453 млрд руб.). В 2020 году таможенными органами выдано организациям-импортерам алкогольной и табачной продукции более 1 млрд акцизных марок, что на 32,8 % больше, чем в 2019 году (836 млн акцизных марок). Реализация системы управления рисками (СУР) В результате применения мер по минимизации рисков таможенными органами в 2020 году возбуждено 27 081 дело об АП и 420 уголовных дел. Дополнительно взыскано более 21,3 млрд руб., принято 22 561 решение об отказе в выпуске товаров и 10 657 решений о запрете ввоза/вывоза товаров. Доля результативных таможенных досмотров увеличилась с 28,2% в 2019 году до 33,8% в 2020 году. Результативность применения всех мер по минимизации рисков возросла до 50,1% (в 2019 году – 48,1%). Обеспечена автоматизация процесса выявления рисков на уровне 90% (в 2019 году – 85%). По состоянию на 1 января 2021 года к категории низкого уровня риска, отнесено 11 140 организаций (по состоянию на 1 января 2020 года – 10 664 организации). На их долю приходилось 75% от общего количества оформленных в 2020 году деклараций на товары и 83% перечисленных в федеральный бюджет таможенных платежей (в 2019 году – 67% декларационного массива и 83% уплаченных таможенных платежей). К категории высокого уровня риска отнесено 8 042 организации (в 2019 году – 9 659 организаций), среднего уровня риска – 99 141 организация (в 2019 году – 96 345 организаций). Защита прав на объекты интеллектуальной собственности В 2020 году таможенными органами выявлено 13,3 млн единиц контрафактной продукции. Предотвращен ущерб правообладателям на сумму свыше 4,7 млрд руб. Правоохранительная деятельность В 2020 году таможенные органы Российской Федерации возбудили более 2 тыс. уголовных дел и свыше 114,5 тыс. дел об административных правонарушениях. Российские таможенные органы в ходе таможенного контроля лиц, транспортных средств и грузов, следующих через границу России, а также в ходе оперативно-разыскных мероприятий, проводимых самостоятельно или во взаимодействии с российскими и зарубежными правоохранительными органами, изъяли из незаконного оборота в 1594 случаях 9,2 тонны наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и сильнодействующих веществ. Оценочная стоимость изъятых наркотических средств превышает 680 млн рублей. Таможенный контроль после выпуска товаров и работа мобильных групп ФТС России В 2020 году в целях снижения административной нагрузки на бизнес количество таможенных проверок по сравнению с 2019 годом сократилось на 30% (с 2286 до 1603). При этом повысилась их эффективность: общая сумма доначисленных денежных средств составила 24 млрд рублей (на 39% выше аналогичного периода 2019 года – 17,2 млрд рублей). Средняя сумма доначислений по результатам одной таможенной проверки составила 15 млн рублей (в 2 раза выше показателя 2019 года – 7,5 млн рублей). В результате проверочной деятельности мобильных групп, осуществляемой вблизи определенных участков государственной границы РФ с использованием беспилотной авиации Росгвардии и вертолетной техники ФТС России, в 2020 году проверено более 70 тыс. транспортных средств. В результате выявлено 5,6 тыс. транспортных средств, перевозивших 77 тыс. тонн товаров с нарушениями законодательства Российской Федерации (в том числе 829 тонн санкционной продукции). Возвращено в сопредельные государства 59 тыс. тонн товаров; уничтожено около 2 тыс. тонн товаров; изъято и задержано для проведения дополнительных проверочных мероприятий более 16 тыс. тонн товаров.